Мир Ощущений

Три закона Альфреда Томатиса.

Гипотезы, выдвинутые Альфредом Томатисом и носящие его имя, в основе которых лежит взаимосвязь между слухом и голосом, являются результатом его медицинской практики.

Первый Закон Томатиса

Работая с результатами тестов рабочих с потерей слуха в результате профессиональной деятельности, а именно чьи уши подвергались воздействию шума от работы машин, доктор Томатис смог проследить следующий факт, что травматизм ушей всегда сопровождался голосовыми дефектами.

Он задал себе вопрос, не может ли нарушение слуха быть причиной искажения голоса?

Более точный анализ механизмов, при использовании заметного уменьшения слухового восприятия по отношению к определенным частотам, позволил ему констатировать тот факт, что те частоты, которые не интегрированы ухом, как раз те, которые отсутствуют в голосовом спектре. Это первое фундаментальное открытие, первый закон Томатиса, который звучит следующим образом:

«Голос содержит только то, что слышит ухо» либо научным языком, «гортань воспроизводит только тот обертон, который слышит ухо».

Этому феномену 25 марта 1957 года на обсуждении в Академии Наук, специалист в области психо-физиологии голоса Рауль Юссон дал имя «Эффект Томатиса». Р.Юссон смог проверить в лабораторных условиях Сорбонны случай, описанный Томатисом в 1952 и затем в 1954 году выразить его следующим образом:

«Если объект воспроизводит звук в микрофон, который проходит через систему фильтров, где, прежде чем возвратиться в надетые наушники, вырезается определенный частотный диапазон, то вырезанный диапазон исчезает из спектра воспроизведенного объектом звука. Также, если у объекта существует слуховой провал, то данные обертона не отражены в его голосе».

Рауль Юссон в своем коммюнике в Национальной Медицинской академии наук 4 июня 1957 года снова представил это исследование под названием «Слуховая природа фонических изменений и ее физиологическое и клиническое применение».

Таким образом, первый закон Томатиса выявил поразительное сходство слуховой и голосовой кривых, у тех, кто подвергался повреждению слуха естественным или экспериментальным образом.

Второй Закон Томатиса.

На самом деле второй закон Томатиса является следствием первого и звучит следующим образом:

«Если поврежденному уху дать возможность слышать утраченные или нарушенные частоты, то они мгновенно и бессознательно восстанавливаются в голосовом воспроизведении».

Если сравнить кривые звуковоспроизведения до и после применения аппарата с «Эффектом Томатис» - чья роль заключается в восстановлении слуха в зоне с нарушенным диапазоном частот – то можно легко продемонстрировать совокупное восстановление вокальной схемы. Рауль Юссон, на обсуждении 4 июня 1957 года в Национальной медицинской академии, отмечает второй закон в качества «следствия фонической физиологии и физиопатологии «Эффекта Томатис».

Третий Закон Томатиса.

Третий закон Томатиса, который звучит как «закон инерционности» объясняет изменение фонации за счет обусловленности процесса слухового контроля через слуховую рефлексию.

Можно сказать:

«Слуховая стимуляция, проводимая определенное время, модифицирует, по принципу инерционности, процесс слушания, и как следствие, фонацию».

С одной стороны, функционирование уха заставляет работать мышцы, которые модифицируют остео-мышечное положение среднего уха.

С другой стороны, фоническая система приводится в действие целой серией мышц, которые управляют гортанью, полостью рта, языком и губами. Все эти мышцы сами приводятся в действие нервным механизмом У взрослых, эта нервно-мышечная целостность притирается к этническому слуху, соответствующему родному языку.

И наоборот, если изменить слушание, вовлекая в процесс контроля слушания «Электронное ухо», настроенное на другой способ речи, например на какой-либо иностранный язык, то весь нервно-мышечный путь начинает работать под чужой ритм, и таким образом понемногу через церебральную память этой новой деятельности и через мышечную тренировку создается инерционность.