Мир Ощущений

Метод «Томатис»

Метод «Томатис» >
Области применения >
Дислексия, заикание, проблемы с чтением

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения и письма. Дислексия не связана с уровнем интеллекта.

Дислексия, заикание, проблемы с чтениемДислексия — это необычная форма разума, чаще всего одаренная и продуктивная, но обучение отличается от других. У большинства «дислексиков» обладают лучшим чувством пространственных соотношений или с лучшей функцией правого полушария.

Анализ звуков

Чтение, вслух или про себя, связано с процессом обработки звуков. Звук — это очень сложный комплекс частот с изменяющейся интенсивностью. Быстрый и точный анализ, весьма сложный процесс. Даже у самых сложных компьютеров все еще возникают проблемы с полным анализом звука. У нас анализ звука происходит во внутреннем ухе, в улитке. Если улитка не производит анализ звука безошибочно, то это может стать причиной дислексии.

Каждый звук имеет основную частоту и несколько более высоких частот (или гармоник). Когда звуки имеют почти одинаковые частоты, отличаясь только более высокими гармониками, «дислексик» может ошибочно истолковывать их. Как, например, «Б» и «П» или «Т» и «Д» имеют сходную основную частоту. «Дислексик» обрабатывает информацию в более медленном темпе.

Решая эти проблемы, мы будем тренировать Ваши уши путем прослушивания музыки. Это достигается через систему электронных переключений и фильтрации музыки. Это значительным образом помогает вам различить более высокие гармоники. И Вам не придется больше гадать, было ли сказано «ДОМ» или «ТОМ». Услышав звук отчетливо, Вы будете, способны улучшить свое произношение.

Ухо / визуальная координация

Чтение — это сложный процесс, требующий от Ваших ушей и глаз совместной синхронной работы. Как только глаза видят букву, уши идентифицируют соответствующий звук, даже, если Вы читаете про себя. Затем, вестибулярный аппарат ведет глаз от буквы к букве, а улитка переводит каждую букву в звук. В идеале обе операции должны происходить практически одновременно. Проблемы начинаются тогда, когда промежуток времени между одной операцией и другой становится слишком длинным. Таким образом, если вестибулярный аппарат и улитка работают не синхронно, то глаза и уши работают также.

Но проблема еще больше усложняется, т.к. каждый звук длится определенное время. Ухо постоянно должно настраиваться на быстрые изменения. Когда этого не происходит, то глаза и уши не работают синхронно. Правильный звук больше не попадает на правильную букву. А без звука буква остается немой. Значение не может проявиться.

Чтобы укрепить работу вестибулярного аппарата, Вы будете слушать низкочастотную музыку, прошедшую обработку через системы электронных переключений. Результат обычно проявляется достаточно быстро и очевидно. Заметно улучшаются моторные навыки и осанка. Затем, постепенно, Вы станете читать с большим удовольствием, а в дальнейшем, улучшите свое произношение.

Удачливое ухо

К удивлению для всех мы имеем доминантное ухо. Некоторые из нас «правши», а некоторые «левши». Преимущество остается за теми, у кого доминантное правое ухо. Они анализируют входящую информацию быстрее, чем левоухие. Поэтому, люди, у которых доминантное ухо — правое ухо, обучаются легче, чем те, у кого доминантное ухо левое. И это логично. Правое ухо напрямую связано с левым полушарием, где происходит обработка языка. Это прямая и быстрая связь. Если Вы слушаете левым ухом, то звуки сначала попадают в правое полушарие, где нет языкового центра, а значит, информация должна быть перенаправлена в левое полушарие. А так, как это длинный путь, то информация поступает с запозданием. Люди с доминантным левым ухом постоянно будут играть в догонялки. Но информация приходит не только с опозданием, но еще и не полная. Некоторые высокочастотные компоненты теряются. А как Вы уже знаете, это ключевые частотные компоненты для того, чтобы чувствовать различие между сходными звуками (как, например, «Б» и «П»).

Занятия по методу «Томатис» помогают «дислексикам» достичь и укрепить правую аудио-латеральность. Постепенно по программе занятий мы будем переводить подачу звука с левого на правое ухо. Вам будет также предложено проделать аудио-вокальные упражнения с помощью микрофона и «Электронного уха». Ваш голос пройдет через фильтр и вернется исключительно в правое ухо. Таким способом, Вы легко сможете контролировать свой голос и язык. Вы сможете лучше контролировать то, что читаете и говорите. Это очень важно, т.к. навыки самоконтроля у «дислексиков» очень слабые. Со временем, Ваше правое ухо станет доминантным, а это значит, что читать, учиться и говорить Вы станете лучше.